Александр Карелин на протяжении 13 лет не проигрывал ни одной схватки и в течение шести лет не отдавал соперникам ни одного балла. Но мало кто знает, через что пришлось пройти герою России из Новосибирска.
Свою третью золотую медаль — на Олимпийских играх 1996 года в Атланте — Карелин завоевал, не до конца восстановившись после тяжелейшей травмы — отрыва большой грудной мышцы. После завершения схватки его соперник, американец Мэтт Гаффер, не смог сдержать слез от обиды и бессилия.
«Грудная мышца оторвалась в марте 1996-го на ЧЕ в Бадапеште, — рассказывает президент Федерации спортивной борьбы России Михаил Мамиашвили, тогда главный тренер команды. — И шансов выступить на Олимпиаде было мало. Вплоть до того, что работу на ковре он начал делать уже только во время соревнований в Атланте. Поэтому он и является одним из ориентиров даже для сегодняшней молодежи. Особенно для борцов. Он добавлял им уверенности».
Золото со сломанными ребрами
А за три года до этого на чемпионате мира — 1993 в Стокгольме атлет в первой же схватке турнира с тем же Гаффером сломал два ребра. И тогда из-за травмы всерьез встал вопрос о снятии спортсмена с соревнований.
«Ведь сломанное ребро могло во время борьбы войти в легкое, — вспоминает старший тренер сборной России Николай Проказов. — И когда происходит травма такого плана, то ты теряешь возможность дышать полной грудью и испытываешь сильные болевые ощущения. Многие были в шоке, ему предложили сняться, но Карелин отказался. Он с честью доборолся до конца и стал первым».
В полуфинале россиянин победил шведского гиганта Томаса Юханссона, а в схватке за золото — представителя Болгарии Сергея Мурейко.
«Какие он при этом испытывал боли, знает только сам Карелин, — добавил собеседник агентства. — Мы все за него очень переживали, то, что он тогда сделал, было присуще только ему. Когда он выиграл, мы радовались, а ему было больно, потому что уже отходила заморозка. Но он крепился, он никогда не жаловался. И хорошо понимал, что если снимется, то не принесет команде зачетных очков. Он был капитаном сборной России, глядя на него совсем по другому настраивались».
Двукратный чемпион мира и Европы Александр Игнатенко, завоевавший в Стокгольме серебряную награду, так вспоминает о том турнире: «Тренеры обсуждали, сниматься ли Сан Санычу, но от сказал: «Не надо, я спокойно доборюсь, не переживайте». И когда очень уверенно победил в финале Сергея Мурейко, то высказался в своем стиле: «Мне повезло». А швед Томас Юханссон тогда даже заявил, что Карелин всех обманул, сказав, что у него сломаны ребра. Что это было неправдой, потому что с такой травмой никто в мире бороться не может».
С верой в себя
В марте 1993 года великан получил тяжелую травму на чемпионате Европы в Будапеште в поединке с белорусом Дмитрием Дебелко. Но собрался с силами и в финале выиграл у украинца Петра Котока. Почти никто уже не верил, что Карелин сможет восстановиться и набрать форму к июльской Олимпиаде в США. Ведь ему предстояла серьезная операция, а времени до Игр в Атланте оставалось совсем немного.
«Врачи после операции сказали, что реабилитация будет продолжаться 11 месяцев, — сказал Игнатенко. — Ему прописали покой, а к Олимпиаде готовили второго номера команды. Но Карелин был на всех сборах, восстанавливался, гулял и только незадолго до начала Олимпиады начал делать какие-то пробежки. Но у него был огромнейший потенциал, он настраивался на Олимпийские игры, сказав — я буду бороться».
«Все схватки в Атланте он вел очень аккуратно, старательно оберегая свою поврежденную руку, — добавил специалист. — И можно сказать, что он выиграл Олимпиаду на одной руке. А после финала его сразу отвезли в госпиталь. Потому что у него был частичный надрыв грудной мышцы. И уже натекло много крови, почти литр. Я думаю, что надрыв произошел еще до финала, но он, как обычно, терпел и никому об этом не говорил. Дотерпел и выиграл Олимпиаду. Это человек огромной воли, настоящий русский богатырь».
Главный тренер сборной России по греко-римской борьбе Гоги Когуашвили также отмечает, что Карелин предпочитал не говорить о своих травмах.
«Мы долгое время тренировались вместе в сборной России, и я никогда от него не слышал, что у него что-то болит, — сказал Когуашвили. — Он всегда был на позитиве, если кто-то выступал не очень удачно, поддерживал ребят. Мы же только после финала чемпионата мира 1993 года узнали, что у него были сломаны ребра».
«Все это говорит о его воле и характере, о победах через боль, — добавил тренер национальной команды. — Он всегда бился до конца, для него не было других мест, кроме первого. Александр Карелин — очень мужественный человек. Он всегда для нас был эталоном, мы старались и стараемся быть похожими на Сан Саныча».
Проказов уверен, что прошедший через сильную боль и тяжелые страдания титулованный спортсмен по праву был удостоен в 1996 году звания Героя России.
«После победы в Атланте он не проявлял особых эмоций, но никто не знает, что творилось у него в душе. На ковре он защищал честь страны и, несмотря на боевые травмы, всегда доводил дело до конца, становился победителем. У него всегда была реакция как у нормального бойца, нормального мужика и нормального человека. Который должен вести за собой команду к общей победе», — заключил тренер.
Генеральный партнер ФСБР
Партнеры ФСБР
Генеральный спонсор ФСБ РБ
Партнеры ФСБ РБ